Цель курса – приобретение и закрепление профессиональных навыков фонационного дыхания, артикуляции, дикции, а также анализ и практическое освоение невербальных компонентов коммуникации в ситуациях публичного диалога и монолога. Кроме того, ставится задача практического освоения основных принципов психологии устного публичного общения (коммуникативные стратегии и тактики).

 

Базой для курса служат лингвистические дисциплины, традиционно читаемые на факультете журналистики (современный русский язык, практическая стилистика), а также исследования коммуникативно-поведенческого характера (невербальная коммуникация, психология). Курс «коммуникативно-речевой тренинг» развивает общие коммуникативные возможности студентов, поэтому является важным для других дисциплин, требующих осознанного построения устных и письменных текстов.

 

В ходе освоения материала курса со студентами проводятся практические занятия по выработке фонационного дыхания, правильной артикуляции и дикции, верному интонированию, грамотному использованию невербальных средств коммуникации. Итогом этих занятий является создание и преподнесение собственного устного текста в соответствии с требованиями к технике речи и публичному выступлению, а также анализ чужой устной, публичной речи с точки зрения формы и содержания.

 

Курс можно считать освоенным, если студент имеет системное представление о требованиях к технике речи и публичному выступлению, умеет пользоваться полученными знаниями для создания и преподнесения устного текста, умеет анализировать устный текст с точки зрения формы и содержания, коммуникативно-речевых ошибок и удач.

 

Контрольные работы и задания для студентов

Download
Домашнее задание для студентов заочного отделения
2022-23 учебный год.
KRT.pdf
Adobe Acrobat Document 110.0 KB

Основная литература

  1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М, 2006.
  2. Калганова С.О., Майданова Л.М. Практическая стилистика жанров СМИ. Екате-ринбург: Гуманитарный ун-т, 2006.
  3. Коммуникативно-речевой тренинг: задания и упражнения. Сост. Лазарева Э.А., Чепкина Э.В. Екатеринбург: УрГУ. 1997/
  4. Лазарева Э.А. Речь журналиста на телевидении. Екатеринбург, 2000.
  5. Почикаева Н. Основы ораторского искусства и техники речи. Ростов-на-Дону, 2003.
  6. Чарели Э.М. Учитесь говорить! Екатеринбург, 2001.

Дополнительная литература

  1. Клюев Е.В. Речевая коммуникация, М, 2002
  2. Макарова С.К.   Техника речи:   Учебное пособие для дикторов телевидения и радиовещания. М., 2001
  3. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. М., 2009.
  4. Зарецкая Е.Н. Деловое общение. М., 2002.
  5. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М. 2002.
  6. Суховершина Ю.В. Тренинг делового (профессионального) общения. М., 2006.