Материал курса «Стилистика и литературное редактирование» отражает различные  сферы стилистических интересов журналиста. Быстрота создания текстов и необходимость редактирования авторских материалов связаны с прочным усвоением требований культуры речи и с постоянным ее совершенствованием. Потребность эмоционального воздействия на аудиторию обеспечивается свободным владением выразительными средствами языка. Многообразие тематики требует от журналиста умения строить тексты разных жанров. Рассмотрение вопросов культуры речи в связи с общими требованиями, предъявляемыми к речевой деятельности, описание композиционных и языковых средств выразительности, а также характеристика композиционных и языковых особенностей жанров СМИ служат формированию необходимых компетенций профессионального журналиста.


Целью  освоения дисциплины  «Стилистика и литературное редактирование» является ознакомление студентов с системой журналистских жанров в аспекте функциональной стилистики, с проблемами отбора выразительных средств для журналистского произведения, с проблемами критики речи и с методикой литературного редактирования  текстов СМИ.

Контрольные работы и задания для студентов

Download
Контрольная работа № 2 по практической стилистике для студентов заочного отделения
Выразительность. Жанры СМИ. 2023-2024 учебный год.
styl2_23-24.pdf
Adobe Acrobat Document 189.3 KB

Download
Контрольная работа № 1 для студентов заочного отделения - дополнительный вариант
Критика речи. 2023-2024 учебный год.
styl1_extra_2023-2024.pdf
Adobe Acrobat Document 280.6 KB
Download
Контрольная работа для студентов заочного отделения - дополнительный вариант
Литературное редактирование. 2023-2024 учебный год.
editing_extra_2023-2024.pdf
Adobe Acrobat Document 480.4 KB

Основная литература

Майданова Л.М. Средства выразительного письма. Екатеринбург, 2009.

Учебное пособие предназначено для студентов факультетов журналистики по спецпрактикуму "Аналитическая письменная речь". В пособии описаны основные выразительные приемы на разных уровнях художественного текста (категориальном, композиционном, языковом). Пособие направлено на повышение читательской и аналитической компетенции студентов-журналистов. 

Майданова Л.М., Калганова С.О. Практическая стилистика жанров СМИ. Екатеринбург, 2006.

В учебном пособии на единых основаниях описаны содержательные, композиционные и языковые признаки основных жанров СМИ. Описание позволяет также в дальнейшем осмысливать и оценивать новые жанровые образования, неизбежные в активно развивающейся сфере СМИ.

Пособие предназначено для студентов факультетов журналистики. 

Майданова Л.М. Критика речи и литературное редактирование. Екатеринбург, 2001.

В учебном пособии рассматриваются вопросы правки речевых погрешностей как на уровне высказывания, так и на урорвне целого текста. Использован материал письменной и устной речи в сфере функционирования средств массовой информации.

Пособие предназначено для студентов факультетов журналистики.

Примерный перечень вопросов к зачету / экзамену

Вопросы по практической стилистике:

  1. Понятие жанра.
  2. Стилистические особенности жанра заметки.
  3. Стилистические особенности жанра репортажа.
  4. Стилистические особенности жанра интервью.
  5. Стилистические особенности жанра статьи.
  6. Стилистические особенности жанров очерка и фельетона.
  7. Стилистические особенности жанров, не имеющих языковых жанрообразующих признаков (на примере рецензии).
  8. Стилистические особенности жанров на радио.
  9. Стилистические особенности жанров на телевидении.
  10. Понятие экспрессии. Моделирование эмоциогенных ситуаций в тексте.
  11. Общетекстовые выразительные эффекты.
  12. Композиционные приемы экспрессии.
  13. Языковые приемы экспрессии: образные средства, ирония.
  14. Языковые приемы экспрессии: средства создания повышенной стилистической окраски текста.
  15. Языковые приемы экспрессии: средства создания сниженной стилистической окраски текста.
  16. Требования к речевой деятельности. Специфика редакторского чтения.
  17. Языковая неправильность речи (фонетический, морфологический уровни).
  18. Языковая неправильность речи (синтаксический уровень).
  19. Языковая неправильность речи (лексический уровень).
  20. Плеоназм.
  21. Алогичность: нарушение законов логики.
  22. Алогичность: нарушение правил операций с понятиями.
  23. Каламбурная двусмысленность. Нечеткость речи.
  24. Бессодержательность. Неясность речи.

Вопросы по литературному редактированию:

  1. Понятие редактирования. Особенности редакторского чтения.
  2. Виды редактирования.
  3. Этические проблемы редактирования.
  4. Понятие текста. Признаки текста. Требования к речи.
  5. Требования к речи. Источники нарушения требований к речи.
  6. Виды правки.
  7. Правка-переделка.
  8. Правка-обработка.
  9. Правка-сокращение. Правка-вычитка.
  10. Редактирование содержательной стороны текста (логической схемы, события, места события, образов героев и образа автора).
  11. Редактирование композиции текста.
  12. Редактирование заголовков и других элементов заголовочного комплекса текста.
  13. Редактирование функционально-смысловых типов речи (описание, повествование, рассуждение).
  14. Редактирование заметки.
  15. Редактирование репортажа
  16. Редактирование интервью.
  17. Редактирование статьи.
  18. Редактирование очерка.
  19. Редактирование фельетона.
  20. Редактирование рецензии.
  21. Редактирование текстов для радио и телевидения.
  22. Редактирование текста с перспективой судебного разбирательства.