Конструирование мифов и реальности в СМИ

Цель курса «Конструирование реальности и мифов в СМИ» – выработать критический взгляд на содержание СМИ и понимание того, по каким правилам это содержание конструируется. Следуя внутренней логике журналистского дискурса, негласным правилам профессии, журналисты отбирают события, которые достойны стать новостью, людей, которые должны стать персонажами медиа, а затем стремятся объяснить отобранные факты и явления своей аудитории. Конечно, при этом журналисты руководствуются принципами объективности и достоверности. Однако мы знаем, что не всегда и не все объекты действительности получают полное и беспристрастное освещение в СМИ. На процесс поиска событий и персонажей для СМИ и на использование разных объяснительных моделей неизбежно влияют идеология, стереотипы мышления, редакционная политика, формат СМИ и другие факторы.

 

В рамках курса студенты на примере актуальных медиатекстов рассматривают типичные журналистские практики отбора событий и персонажей для СМИ, анализируют, как в разных медиатекстах может по-разному именоваться и описываться одно и то же событие, один и тот же персонаж и какая медиареальность при этом конструируется, какие мифы создаются и тиражируются.

Задания для студентов

Download
Домашнее задание для студентов
2022-23 учебный год.
constr.pdf
Adobe Acrobat Document 162.9 KB

Вопросы к зачету

  1. Дискурс СМИ. Определение понятия «дискурс».
  2. Основные подходы к проблеме конструирования мифов и реальности в СМИ.
  3. Специфика конструирования мифов и реальности в качественных СМИ, таблоидных СМИ, квалоидах и мягких таблоидах.
  4. Теория повестки дня. 
  5. Конструирование события в СМИ. Правила отбора событий. Правила номинации события. Правила описания события.
  6. Конструирование образа персонажа в СМИ. Правила отбора персонажей. Правила именования персонажа. Правила описания персонажа.
  7. Конструирование идеологии. Идеология. Мифы. Идеологемы и мифологемы.
  8. Категория идентичности. Конструирование «своего круга». «Свои и чужие» в СМИ.
  9. Стереотипы в СМИ.
  10. Конструирование мифов и реальности в тоталитарном обществе. Тоталитарный язык.
  11. Речевые средства воздействия. Манипуляция. Манипулятивные способы воздействия.

 

Литература

  1. Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. - Екатеринбург: УрО РАН, 1999.
  2. Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Установление повестки дня: теория и технология. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Екатеринбург: Дискурс-Пи, 2005.
  3. Ильина О.В. Медиакритика в современном образовательном пространстве // Вестник Челябинского государственного университета. 2013 г. № 21 (312). Филология. Искусствоведение. Выпуск 80. С. 243–248. Режим доступа...
  4. Ильина О.В., Комаров Д.А. Конструирование образа политика в медиатексте (на примере кампании по выборам мэра Екатеринбурга 2013 г.) // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2015. Режим доступа...
  5. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. – М., 2004. – 832 с.
  6. Купина Н.А. Тоталитарный язык: Словарь и речевые реакции. – Екатеринбург-Пермь, 1995. – 144 с.
  7. Чепкина Э.В. Дифференциация современной российской прессы: дискурсивно-стилистический аспект // Факс № 1-2, 2006 г.
  8. Чепкина Э.В. Русский журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды. [Электронный ресурс] – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. Режим доступа...
  9. Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 136 с.