Риторика как наука о создании и преподнесении коммуникативно эффективного текста и как составная часть общей культуры человека служит формированию разума и воли людей, становлению их цивилизованного взаимодействия.
Общая цель преподавания риторики на гуманитарных факультетах университета – помочь овладению технологией риторической деятельности в профессионально значимых ситуациях.
В задачи преподавания входит:
Курс «Риторика» развивает общие коммуникативные возможности студентов, поэтому является важным для других дисциплин как гуманитарных, так и технических, требующих осознанного построения устных и письменных текстов.
Ильина О.В., Каблуков Е.В., Автохутдинова О.Ф. Риторика: краткий курс для журналистов. Екатеринбург, 2012.
В пособии кратко освещаются основные темы курса риторики. Главное внимание уделено методике, позволяющей студенту самостоятельно освоить теоретический материал, выполнить риторический анализ журналистского выступления и подготовиться к учебным дебатам, которые дают возможность на практике продемонстрировать полученные знания и навыки.
Для студентов факультета журналистики и всех, кто интересуется теорией и практикой риторики.
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2009.
Учебник посвящен основам коммуникативной деятельности и нацелен на обучение речевому общению путем совершенствования навыков всех видов речевой деятельности - чтения, слушания, письменной и устной речи. Излагаются основные понятия теории речевой коммуникации, теоретические сведения, необходимые для повышения эффективности речевой деятельности во всех ее проявлениях, приводится система упражнений, направленных на улучшение речи и навыков общения, на освоение речевых тактик и психологических приемов взаимодействия с собеседником.
Матвеева Т.В. Риторический практикум журналиста. М., 2007.
Пособие для практических занятий по риторике составлено на публицистическом текстовом материале разных жанров и нацелено на обучение речемыслительной технологии убеждения и правильному взаимодействию с адресатом в профессиональной работе журналиста. Содержит краткие теоретические сведения и систему упражнений, отражающую основные этапы текстового творчества в публицистике и риторические основы массовой информации. Дополнительные разделы по правильности и технике речи направлены на корректировку литературной нормы и развитие речевых возможностей специалиста.
Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-на-Дону, 2008.
Учебник представляет собой полное и последовательное изложение трех основных разделов риторики: инвенции, диспозиции и элокуции. В нем подробно рассматриваются вопросы, связанные с созданием замысла речи, выработкой доказательств, расположением найденного материала, а также языковым оформлением речи. В учебнике содержится большое количество примеров, почерпнутых из самых разных сфер ораторского искусства - от церковных речей до современного политического красноречия.
Для студентов вузов, а также всех, кто хочет повысить уровень своего речевого мастерства.
Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс. М., 2008.
В пособии представлены материалы экспресс-курса риторики, включающие основные темы и разделы риторики как науки и искусства убедительной и эффективной речи. Теоретический материал дается в виде
сжатых рекомендаций и советов, предложены образцы классических речей, примеры современных риторических учебных речей и сочинений. В пособии приведены разнообразные практические задания и
упражнения, позволяющие организовать работу по образованию и воспитанию современного ритора как речевой личности.
Для студентов и преподавателей филологических факультетов вузов, слушателей краткосрочных курсов-тренингов по риторике.
Аристотель. Риторика / пер. Н. Платоновой // Античные риторики / собрание текстов, ст., коммент. и общ. ред. А.А.Тахо-Годи. М., 1978. C. 15-164.
Аристотель - величайший древнегреческий философ, ученик Платона и учитель Александра Македонского.
В "Риторике" Аристотель заложил фундамент классической риторической системы, которая на протяжении почти двух с половиной тысяч лет принимается в качестве образца для обучения искусству публичной
речи. Аристотель понимает риторику как искусство убеждения, которое охватывает все сферы человеческой жизни: она одинаково необходима в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека,
и в делах государственной важности.
Волков А. А. Курс русской риторики. М., 2001.
Данный учебник содержит систематическое изложение курса общей риторики. Созданный на основе лекций, читаемых автором в МГУ и МДА, он может служить учебным пособием для студентов высших учебных заведений, как духовных, так и светских; а также для гимназий и лицеев.
Книга адресована также преподавателям риторики, юристам, политикам, журналистам и всем, чья деятельность связана с публичной аргументацией.
Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли окружающих по их жестам. М., 2000.
Книга Аллана Пиза «Язык телодвижений» уже в течение двух десятилетий остается мировым бестселлером. Ее суммарный тираж уже составил около сотни миллионов экземпляров, она переведена на 36 языков. Чувства и мысли человека легко разгадать по его позе, мимике и жестам, и это значительно облегчает задачу выбора правильной линии поведения при дружеском и деловом общении и принятии важных решений. «Новый» язык откроет перед вами новые горизонты восприятия людей, поможет почувствовать себя уверенно и непринужденно в любой незнакомой обстановке, потому что вы всегда будете знать, что на самом деле думают и чувствуют ваши собеседники. Изучайте язык телодвижений, и вы непременно добьетесь успеха во всем!
Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика // Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве / ред. М.Л.Гаспаров. М., 1972. С. 7-73.
Вступительная статья известного филолога, специалиста по античной литературе Михаила Леоновича Гаспарова посвящена выдающемуся историческому деятелю Марку Тулия Цицерону и его риторическим трудам. В статье подробно описана специфика античной риторики, оказавшей существенное влияние на дальнейшее развитие теории и практики красноречия.